10 вещей, которые учителю вашего ребенка стоит знать о синдроме ломкой Х-хромосомы

10 советов учителю

1. Не форсируйте глазной контакт
Глазной контакт возникнет позже естественным образом, когда ученик к вам привыкнет.

2. Будьте готовы к нестабильности (inconsistency)
Включенность в процесс и участие в нем могут проявляться очень нестабильно, и не всегда можно понять, от чего это зависит. Постарайтесь это принять, чтобы не чувствовать фрустрацию от происходящего; ваш ученик сразу же почувствует это и отреагирует на ваше недовольство и это еще больше усилит его беспокойство.

3. Ваш ученик придерживается «спонтанного», а не «последовательного» способа обучения
Ученики хорошо воспринимают систему глобального чтения (sight words), но фонетическая система для них очень сложна. Их мотивирует результат и конец, а в процессе они могут легко потерять терпение. Из двух цепочек «от начала к концу» и «от конца к началу» лучше выбирать «от конца к началу» [forward chaining и backward chaining. «От конца к началу»: все этапы задания кроме последнего выполняются с помощью учителя, и усиление/подкрепление предоставляется после выполнения последнего действия в цепочке; постепенно двигаясь от конца к началу, ученик осваивает всю цепочку].
Используйте чеклисты, чтобы был виден процесс и его конец.

4. Делайте и/или разрешайте частые перерывы
Компенсируйте отсутствие концентрации внимания короткими заданиями. Сохраняйте темп: эффективные перерывы — это короткие перерывы.

5. Вербальные объяснения требуют большого интеллектуального напряжения
Подумайте о невербальных альтернативах, которые помогли бы вашему ученику понять, о чем их спрашивают, таких как инструкции, визуальные репрезентации и т.д.

6. Думайте «не прямым» способом
Бывает, что ученику с FXS нравится, когда на него обращают внимание, но обычно ему от этого неловко, он не хочет быть в центре внимания. Попробуйте, например, похвалить ученика кому-то третьему, но так, чтобы он это услышал; не забывайте про «случайное» обучение (непроизвольное, не осознаваемое учеником как обучение); вы можете обратиться с вопросом или заданием к соседнему ученику, но так, чтобы ученик с FXS находился в той же маленькой группе и тоже слышал его; не задавайте вопросов с открытым концом, то есть таких, на которые невозможно ответить односложно.

7. Заранее готовьтесь к переходным моментам
Предупредите о необходимости перехода заранее, за 5–10 минут. Разрешите встать в самом начале или в самом конце группы учеников, которые будут перемещаться в другое пространство. Используйте социальные истории, посвященные этим повседневным ситуациям. Подумайте, какое можно ученику поручить на это время дело, чтобы он мог сконцентрироваться именно на нем, а не на передвижении/перемещении из одного помещения в другое.

8. Работайте в команде со специалистом, который знает о том, что такое сенсорная интеграция и включайте эти стратегии в школьный день
Ученики с FXS склонны к беспокойству, тревожности и и гипервозбудимости, и это плохо сказывается к их способности сосредоточиться — подумайте над тем, какие способы с использованием принципов сенсорной интеграции могли бы успокоить вашего ученика — может быть, это физическая работа: передвинуть парты, помыть окна, перетащить кипы книг? Или нагрузка для вестибулярной системы — небольшая прогулка, отжимания от стены, скейтборд? Используйте и комбинируйте эти виды деятельности в течение дня, чтобы стабилизировать и регулировать нервную систему.

9. Не забывайте о факторах окружающей среды
Ученики с FXS — это часто люди с повышенной чувствительностью к звукам, свету, вкусам, запахам, тактильным ощущениям. Все это может провоцировать гипервозбудимость. Учитывайте это, насколько это возможно: приглушайте свет, разрешайте пользоваться изолирующими наушниками и так далее.

10. Не забывайте про сильные стороны FXS
Обычно это хорошая визуальная память, чувство юмора, желание быть полезным, хорошо развитая эмпатия и дар подражания. Используйте визуальные подсказки, делайте процесс обучения увлекательным, создавайте ситуации, в которых ваш ученик будет полезен, сможет оказать эмоциональную поддержку сверстникам-сочученикам, опирайтесь в качестве основной педагогической техники на моделирование, исполнение по образцу — вставляйте необходимые академические знания в практические и полезные задания: например попросите сделать перекличку присутствующих (счет) или сделать заказ по меню (чтение) и ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ УЧЕНИКОМ


Источник: Laurie Yankowitz, Ed.D. для National Fragile X Foundation