Синдром ломкой X-хромосомы является самой распространенной моногенетической причиной РАС
Расстройства аутистического спектра и синдром ломкой X-хромосомы
Что такое расстройства аутистического спектра?
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это поведенческий диагноз. Диапазон симптомов при РАС может быть различным и, как правило, характеризуется нарушением способности к общению и социальному взаимодействию с другими людьми. Иногда дети не соответствуют критериям диагноза РАС, но при этом у них имеются аутистическиподобные симптомы. Диагноз РАС обычно ставится педиатром общего профиля или специалистом по вопросам развития детей, неврологом, психологом, психиатром или другим специалистом. Клиницист может поставить диагноз РАС после наблюдения за поведением и речью ребенка и проведению их оценки согласно критериям Руководства по диагностике и статистическому учету психических расстройств (DSM-5). Кроме того, диагноз может быть поставлен после оценки развития ребенка с использованием ряда инструментов тестирования, таких как План диагностического обследования при аутизме второй версии (ADOS-2) или Интервью для диагностики аутизма, переработанное (ADI-R). Эти инструменты считаются золотым стандартом, являются наиболее точными из доступных методов диагностики, и часто используются в исследованиях. Анализа крови на РАС нет, а методы визуальной диагностики, такие как МРТ, не диагностируют это состояние, которое является исключительно поведенческим диагнозом, подобно синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Что вызывает РАС?

Многое остается неизвестным об этом состоянии, включая причины его возникновения у некоторых пациентов. Однако если ребенку ставят диагноз РАС, ему часто назначают анализ крови на генетические заболевания, чтобы исключить известные генетические причины. Синдром ломкой X-хромосомы (СЛХ) является самой распространенной причиной РАС, которая обусловлена изменениями одного гена. Другие генетические причины РАС включают делеции хромосомы 15q, туберозный склероз и другие редкие генетические состояния.

Часто детей с РАС обследуют на все известные генетические причины возникновения аутизма, однако причину установить не удается. Тем не менее исследования семей показали, что в семьях с РАС у одного ребенка повышен риск проявления этого состояния и у другого. Такой риск не настолько высок, как в семьях, в которых причиной является установленное нарушение одного гена, как например СЛХ. РАС больше соответствует полиэтиологическому состоянию, подобно порокам сердца или расщелине губы. Это заставляет экспертов полагать, что генетический компонент присутствует даже у тех, у кого причина, обусловленная нарушением одного гена, не установлена.

Многие исследователи пытаются определить, как генетические и негенетические факторы способствуют развитию РАС.
Взаимосвязь между РАС и СЛХ
В то время как РАС является поведенческим диагнозом, СЛХ — диагноз медицинский, или точнее, генетический. Если РАС ассоциировано с СЛХ, его причиной является генетическое изменение или мутация гена синдрома ломкой Х-хромосомы. Если у ребенка диагностировано РАС, а затем — СЛХ, у него все еще имеется РАС, но причина РАС уже известна. Точно так же у кого-то СЛХ будет причиной СДВГ или любого другого поведенческого симптома, характерного для СЛХ.

Как часто встречается РАС у детей с СЛХ?
Во многих работах последних десяти лет изучали связь РАС и СЛХ. Поскольку многие дети с СЛХ заинтересованы в социальном взаимодействии, они могут не соответствовать критериям диагноза РАС, даже если у них отмечаются некоторые характерные для РАС признаки, такие как трудно устанавливаемый зрительный контакт, застенчивость, социальная тревожность, склонность взмахивать руками и сенсорные нарушения. Аутизм значительно чаще встречается у мальчиков с СЛХ, чем у девочек с данным синдромом. Согласно данным федерального агентства министерства здравоохранения США «Центры по контролю и профилактике заболеваний США» (Centers for Disease Control and Prevention, CDC), опрос родителей в масштабах страны показал, что у 46 процентов мужчин и 16 процентов женщин с СЛХ было диагностировано РАС или они получали по поводу него лечение. По данным реестра и базы данных FORWARD у 40% пациентов с СЛХ диагноз РАС был установлен врачами клиник Клинического и научного консорциума по синдрому ломкой Х-хромосомы.



Как часто встречается СЛХ у детей с РАС?
Результаты исследований свидетельствуют о том, что люди с СЛХ, у которых имеется аутизм, могут иметь более значимые интеллектуальные нарушения (более низкий IQ) по сравнению с теми, у кого аутизм отсутствует.

Примерно у 10% детей с РАС выявляются другие генетические и хромосомные нарушения, как например синдром ломкой Х-хромосомы. Учитывая возможность такой связи, всем детям с РАС, как мужского, так и женского пола, рекомендуется провести генетическую оценку и обследование на СЛХ и любое другое генетическое нарушение, которое может быть причиной развития РАС.


СЛХ и РАС: похожие, но разные
Клинические аспекты сходства и различий в диагностике и лечении
Хотя давно известно, что у пациентов с синдромом ломкой Х-хромосомы (СЛХ) часто встречаются признаки расстройства аутистического спектра (РАС), только недавно был поднят вопрос о том, что эти два состояния могут иметь значительно больше общего, чем считалось ранее. Ученые из различных центров по изучению ломкой Х-хромосомы (ЛХ) изучают проблему того, могут ли эти совпадения выходить за рамки только поведенческого сходства, и лежат ли в их основе те же самые генетические или биологические компоненты. Эти научные разработки могут иметь далеко идущие последствия.

Между тем, родители, педагоги и врачи в области СЛХ продолжают отмечать сходства и различия между двумя состояниями для того, чтобы обеспечить возможность составления плана мероприятий с учетом конкретных характеристик и потребностей каждого пациента. Именно в этих направлениях на 13-й Международной конференции по синдрому ломкой Х-хромосомы в Майами (2012) и обсуждалась тема: «СЛХ и РАС: клинические аспекты сходства и различий в диагностике и лечении».

На дискуссии была представлена клиническая картина поведенческих различий между СЛХ и тем, что считается основными признаками РАС.

Ниже представлены ключевые моменты из обсуждения членами президиума:

1
Синдром ломкой X-хромосомы вызывает нарушение функционирования при оценке по различным доменам. Это конкретное выявляемое состояние с известной генетической причиной. Расстройство аутистического спектра определяется набором симптомов, но не является конкретным состоянием, и считается, что у него много причин, большинство из которых неизвестны. Существует частичное совпадение в том, что у некоторых людей с СЛХ присутствует РАС, а у некоторых нет, хотя известно, что СЛХ является ведущей установленной причиной РАС, обусловленной нарушениями одного гена.

2
Клиницисты должны понимать различия между этими двумя состояниями, чтобы избежать ошибочного диагноза и неправильного лечения. В то же время врачи должны понимать сходство межу ними. Использование имеющихся сведений о РАС, в частности, его больший арсенал терапевтический стратегий, при необходимости может улучшить планирование терапии и просветительской работы.

3
При РАС главным образом нарушено социальное взаимодействие. Основные нарушения при СЛХ затрагивают интеллектуальную функцию, а также характеризуются гиперактивностью/беспокойством. Ключевой момент, связанный с этими различиями: люди с СЛХ, как правило, в глубине души желают общения с окружающими, но социальная тревога, которая характеризует это состояние, часто заставляет их действовать иначе, что препятствует успеху. Люди с РАС, как правило, не понимают функцию людей во взаимоотношениях, поэтому они редко ищут социального взаимодействия.

4
Зрительный контакт является ключевым элементом социального взаимодействия, и хотя трудно устанавливаемый зрительный контакт является симптомом как СЛХ, так и РАС, его тип существенно отличается. Люди с СЛХ избегают зрительного контакта, отводя взгляд, чтобы справиться со своей социальной тревогой, в то время как пациенты с РАС не знают, что им следует использовать зрительный контакт в качестве источника информации или взаимодействия. Попытки установить зрительный контакт с пациентами с СЛХ в большинстве случаев не будут успешными и приведут к сильному беспокойству.

5
Даже избегая зрительного контакта, люди с СЛХ точно знают, что происходит вокруг. Как хороший политик или специалист по продажам, человек с СЛХ может четко считывать ситуацию, точно определяя настроение и степень тревоги других людей. Они стремятся к взаимодействию, им нравится смеяться и перебрасываться шутками. Они хотят быть в кругу общения, но, чтобы преуспеть в этом, им требуется большее одобрение, приглашение к участию и подготовка. Напротив, люди с РАС в действительности чаще хотят оставаться в одиночестве.

6
Подражание является сильной стороной людей с СЛХ и редко наблюдается при РАС. Если имитация у пациентов с СЛХ не наблюдается, это должно стать стимулом для проведения дополнительного обследования и разработки плана лечения.

7
Учителя и воспитатели часто говорят, что им не нужна информация о СЛХ, потому что у них ранее были дети с РАС в классе или дома. Однако коррекция СЛХ может сильно отличаться от той, что подходит для детей с РАС. Например, у детей с РАС для усиления зрительного контакта обычно используют обучение, постепенно приближающее поведение к желаемому. Напротив, наш опыт работы с детьми с СЛХ показал, что работа по усилению зрительного контакта в этой группе пациентов не является эффективной.

8
СЛХ и РАС характеризуются патологически цикличными действиями, но при СЛХ это чаще всего проявляется взмахиванием рук и напряженностью в теле. Пациенты с СЛХ склонны выполнять повторяющиеся действия из-за волнения, беспокойства или трудности «остановиться» или справиться с подобным поведением. У пациентов с РАС также отмечается такое поведение, но оно обусловлено более неоднородными причинами.

9
В основе большинства нарушений поведения при СЛХ прослеживаются двойственные проблемы управления тревожностью и гиперактивностью. Расстройство аутистического спектра имеет более сложные и многогранные причины поведения и проявления, что делает необходимым определение поведенческой функции до составления плана лечения.

10
Учителям, врачам и лицам, осуществляющим уход за пациентами с СЛХ, крайне важно не относиться к ним как людям с РАС, относительно распространенным диагнозом, который требует соответствующих мер по коррекции. Состояния, характерные для синдрома ломкой X-хромосомы, все-таки лучше корректировать, используя известные сведения именно о нем
.




Влияние РАС на детей с СЛХ
Результаты исследований свидетельствуют о том, что люди с СЛХ, у которых имеется аутизм, могут иметь более значимые интеллектуальные нарушения (более низкий IQ) по сравнению с теми, у кого аутизм отсутствует.

Дополнительные материалы о связи между аутизмом и синдромом ломкой Х-хромосомы (англ. язык):

· Консенсусный документ Международной ассоциации поддержки людей с синдромом ломкой Х-хромосомы «Расстройства аутистического спектра при синдроме ломкой X-хромосомы»

· О синдроме ломкой Х-хромосомы на сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний США

· «Комплекс нарушений при синдроме ломкой Х-хромосомы: модель аутизма и целенаправленной терапии

· Аутизм на фоне синдрома ломкой Х-хромосомы: что нам действительно известно