Хотя двух людей с FXS с одинаковым набором навыков и/или одинаковой серьезностью поведенческих проблем не существует, может наблюдаться поразительное сходство. Знание особенностей поведения и обучения, связанных с FXS, обеспечивает основу для разработки соответствующей поддержки и вмешательств.
Поведенческие вмешательства с учетом фактических данных, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП), часто бывают эффективными. ПАП - это не конкретная программа, а скорее поведенческая основа, с учетом которой были разработаны конкретные терапевтические вмешательства (например, терапия Ловааса, вербальное поведение, дискретное исследование и т. д.). Таким образом, различные программы ПАП могут значительно отличаться. Важно помнить, что систематическое обучение, постоянная тщательная оценка, положительное подкрепление и внимание к ППП (предшествующие события, поведение и последствия) поведения являются важными аспектами любой успешной терапевтической программы, независимо от того, обозначена она как «ПАП» или нет. Решения о приемлемости мероприятий ПАП для ребенка с FXS необходимо принимать после тщательной оценки личности. Процедуры обучения с дискретным подходом (DTT) и интенсивного обучения за столом (ITT), возможно, должны быть менее прямыми и могут включать другого ученика, чтобы использовать моделирование сверстников или их поочередное участие. Персонал, работающий с этими студентами, должен продолжать подбирать идеи и потенциальные стратегии из хорошо зарекомендовавших себя программ, помня о специфических для синдрома характеристиках, связанных с FXS.
Следующие общие рекомендации по лечению могут быть полезны для подбора среды и создания условий, способствующих успеху для человека с FXS.
Общие рекомендации по лечению: Речь и язык: для многих молодых мужчин, некоторых подростков и взрослых с FXS устная речь и общение являются проблемой при любых условиях. Высокая скорость речи или плохая разборчивость и беспокойство мешают эффективному общению. Для лиц с FXS могут быть предложены дополнительные и альтернативные системы коммуникации (ДАК). ДАК относятся ко всем методам, которые используются для дополнения или замены речи, когда она является недостаточной для удовлетворения потребностей человека. ДАК включает высокотехнологичные способы, такие как планшетные технологии, а также низкотехнологичные стратегии, например, использование изображений и языка жестов. Доступ к языку может улучшить функциональное общение и уменьшить разочарование, что, в свою очередь, может уменьшить поведенческие проблемы.
Питание: Хотя это не всегда является расстройством поведения, время принятия пищи может быть сопряжено с расстройствами из-за сенсорных и двигательных расстройств или по другим медицинским причинам. Ребенок может набивать рот, испытывать отвращение к специфическим текстурам, и у него может наблюдаться гипотония мышц рта. В питании может потребоваться постепенное введение новых продуктов для пациента. Логопедическое лечение и/или реабилитационная терапия могут помочь развить правильное использование рта и ротовой полости, нормализовать сенсорные и моторные функции и сформировать здоровый порядок приема пищи. Специалист по питанию/диетолог также могут сыграть свою роль, чтобы помочь при привередливости к еде и проблемах с весом.
Тревожность: когда люди испытывают беспокойство или стресс, у них часто возникают как физические, так и эмоциональные реакции. Физические симптомы включают учащение сердцебиения, покраснение лица или шеи, потоотделение, боли в животе, нарушение дыхания, мышечное напряжение, частое мочеиспускание, рвотные движения или проблемы с глотанием. Эмоциональные реакции могут включать чувство страха, беспокойства или опасения. Во время стресса, каких-либо изменений или расстройств симпатическая нервная система активируется под влиянием головного мозга, и организм отвечает реакцией «бей или беги». Часто сообщаемые триггерные факторы тревожности при FXS включают: спешку, изменения привычного режима, новые планы или распорядки, принятие решений, переход из одного места в другое или смена занятий, неуместные предметы, громкие звуки или плачущие дети.
Социальная тревожность в некоторой степени присутствует у подавляющего большинства людей с FXS. Это может варьировать от застенчивости до клинического диагноза социального тревожного расстройства. Оценивая социальную ответственность, люди с FXS часто мотивированы быть социальными, но становятся подавленными интенсивностью социального взаимодействия и ожиданиями, вызывающими негативную реакцию или замкнутость. Некоторые триггерные факторы социальной тревожности включают: нахождение в центре внимания, принудительный зрительный контакт, стояние перед людьми, совершение телефонных звонков, посещение вечеринки или больших собраний и встречи новых людей.
Многие люди с FXS демонстрируют следующее поведение в ответ на беспокойство: смех, ерзание, хождение, плач, кусание рук, выбегание из комнаты, ползание под столом, замыкание в себе (отсутствие движений, стояние на месте, молчание), удары или бросание предметов. У некоторых людей может развиться избирательный аутизм, когда человек не говорит в незнакомых или некомфортных ситуациях, но лучше общается в знакомой обстановке. Некоторые дети и взрослые с FXS демонстрируют поведение, которое кажется оппозиционным и вызывающим, но может выполнять функцию, позволяющую избежать беспокойство при входе или переходе в новую среду, даже если это является предпочтительным видом деятельности. Кажущийся покладистым милый ребенок может неохотно следовать таким указаниям, как переступить порог, выйти из дома или отказаться от занятий любимым делом. Поручение ребенку выполнения «работы» или передачи какого-то предмета другому человеку, требующих пересечения порога, могут быть полезными. В этом случае ребенок становится сосредоточенным на задаче, а не на переходе. Постарайтесь предоставить задачу до фактического перехода (например, до того, как прозвенит звонок для до смены класса), чтобы ребенок выполнял одно задание и не сталкивался одновременно со стимулами окружающей среды и страхом перехода в это же время. Предоставление наглядного графика помогает определить деятельность и может уменьшить связанное с этим ожидаемое беспокойство.
Триггерные факторы тревожности и поведенческие реакции варьируют у всех людей в зависимости от возраста и/или уровня развития, а также от последствий для поведения. Лечение тревожности включает: ограничение известных триггерных факторов при обучении самостоятельному контролю своего поведения, постепенное введение этих триггерных факторов и предупредительные стратегии, такие как визуальная поддержка, видеомоделирование, ролевая игра и репетиция. Для некоторых людей с FXS старшего возраста, а также для лиц с более высокими функциональными возможностями когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и терапевтические вмешательства, которые включают приобретение навыков преодоления трудностей, являются полезными. Выбор лекарственных препаратов аналогичен выбору для популяции в целом и должен рассматриваться как дополнительная терапия, поддерживающая реализацию поведенческих методов лечения. При разработке протокола терапевтических мероприятий для человека с FXS следует запрашивать информацию от группы различных специалистов.
Непереносимость взгляда, рассматриваемая как эмоциональный механизм преодоления, также является отличительной чертой FXS, связанной с гиперреактивной симпатической реакцией на лица и другими социальными стимулами. Семья и персонал, работающий с людьми с FXS, должны знать, что непереносимость взгляда (активное избегание зрительного контакта) может быть вызвана чрезмерным сенсорным эффектом взгляда и социальной инициацией со стороны других людей, что некомфортно для человека с FXS. Любой человек, работающий с пациентом с FXS, не должен требовать зрительного контакта из-за обострения гиперактивности и беспокойства, которые могут быть спровоцированы у лиц с FXS. Следует отметить, что многие люди с FXS будут смотреть в глаза, как только им станет более комфортно с человеком.
Гиперактивность: При возникновении проблемного поведения важно понимать, что оно может быть вызвано чрезмерной стимуляцией или гиперактивностью. Если источник чрезмерной стимуляции выявлен, приспособление к окружающей среде может иметь благоприятный эффект. Если это невозможно, целесообразно увести человека из среды с чрезмерным стимулирующим воздействием. Полезно учить детей и взрослых с FXS просить о перерыве при ощущении чрезмерной стимуляции надлежащим образом. Для уединения и восстановления самообладания их надлежит увести в тихое и безопасное место. Некоторым людям с FXS может потребоваться длительное время для того, чтобы успокоиться.
Важно понимать, что источники стимуляции различаются в таких условиях, как классные комнаты, и уводить людей от возбуждающих стимулов. Например, садите ребенка подальше от звонка, который сигнализирует об изменениях в классе, или подальше от открытых дверей, которые пропускают отвлекающие звуки из смежных комнат или коридоров.
Когда воздействие интенсивной стимуляции неизбежно, например, во время собраний, учебной пожарной тревоги или других напряженных событий, знакомый человек должен сопровождать человека с FXS, чтобы помочь ему сохранять спокойствие и обеспечивать преемственность и поддержку. Подготовку человека с FXS к интенсивной стимуляции необходимо включить в программу (процедуры возвращения нормального психического состояния и т.д.) или в часть плана обеспечения поведенческой поддержки. Также может быть целесообразным предоставить наушники с шумоподавлением, плеер с музыкой и наушниками и т. д., чтобы помочь «притормозить» человека при неизбежной стимуляции.
Незнание и непредсказуемость могут вызывать тревогу, и настоятельно рекомендуется попытаться уменьшить их для человека с FXS. Стратегии в этом направлении могут включать участие в ролевых играх, чтобы помочь человеку предвидеть социальные ситуации, или предоставление наглядных графиков для подготовки к изменениям в деятельности или привычном режиме.
Специалист по гигиене труда может предоставить ценную информацию и советы относительно адаптации для улучшения физического и социального окружения человека, чтобы уменьшить чрезмерную стимуляцию, а также информацию о том, как помочь человеку с FXS приобрести навыки самоконтроля, необходимые для того, чтобы справляться с перевозбуждением.
Сенсорная чувствительность: вмешательство в отношении сенсорной чувствительности обычно включает программу, разработанную специалистом по гигиене труда. Для некоторых людей с FXS применимо лечение, направленное на возвращение нормального психического состояния и/или ослабление неприятных ощущений (например, громких шумов, переполненного окружения, чувствительности текстуры). Лицам, для которых характерно нежелательное поведение с поиском сенсорной поддержки, специалист по гигиене труда может помочь разработать план замены на более целесообразное поведение с той же функцией сенсорного поиска, или же разработать план для погашения этой формы поведения. В некоторых ситуациях рекомендуются способы приспособления; например, при громких звуках можно носить наушники с шумоподавлением.
СДВГ: СДВГ часто встречается при FXS. У мужчин с FXS обычно отмечают комбинированный гиперактивно-импульсивный подтип и подтип с дефицитом внимания. У женщин чаще возникает подтип с дефицитом внимания. При постановке диагноза СДВГ важно учитывать, что другие имеющиеся проблемы, или просто молодой возраст, могут проявляться как СДВГ. Малыши и маленькие дети с симптомами FXS и СДВГ часто сталкиваются с серьезными поведенческими проблемами, особенно с гиперактивностью. Такое поведение может проявляться хождением, прыжками вверх/вниз, чрезмерными разговорами или постоянным движением. Очень важно решать проблемы безопасности, устанавливая четкие границы и правила для небезопасного поведения. Гиперактивность часто уменьшается со временем и сменяется импульсивностью. Импульсивное поведение, отмеченное в более позднем детстве, включает трудности с ожиданием, стремительное движение впереди группы и захватывание предметов. Гиперактивность, импульсивность и ограниченная продолжительность внимания часто являются препятствиями для обучения. Проблему невнимательного поведения можно решать с помощью таких стратегий, как структурированные высоко мотивирующие возможности обучения с визуальной поддержкой, а также конкретное положительное подкрепление для привлечения внимания к задаче. Не менее важно создать условия окружающей среды с минимальными отвлекающими факторами.
Первоначальный диагноз симптомов СДВГ может требовать только наблюдения. После того, как поставлен окончательный диагноз СДВГ, часто назначают лекарственные препараты, и их следует использовать вместе с поведенческими вмешательствами. Также важно учитывать, есть ли у пациента с FXS сопутствующее тревожное расстройство, так как некоторые лекарственные препараты, используемые при СДВГ, могут усугубить симптомы тревожности.
Агрессия: Многие значимые поведенческие проблемы у мальчиков с FXS являются вторичными реакциями на тревожность и сопровождаются гиперактивностью. Эти реакции часто следуют предсказуемой схеме усиления или поведенческой цепи. Ранние проявления обычно включают взмахи руками, покусывание рук или пальцев, покраснение лица или ушей, словесное упорство (повторение коротких фраз, шумов, звуков и т. д.) и жевание одежды (воротников, рукавов). При отсутствии контроля гиперактивность может привести к громким высказываниям, которые иногда включают в себя проклятия, угрозы, крики и жесты с угрозами. Эти реакции могут перерасти в разрушение имущества (бросание предметов, захлопывание дверей, удары ногами по столам и т. д.) и в конечном итоге привести к физической агрессии по отношению к другим. Ключ к эффективной поддержке поведения для людей с FXS заключается в распознавании и минимизации триггеров, например, уменьшение отвлекающих факторов окружающей среды, которые приводят к гиперактивности, и установление последовательного поведенческого подхода во всех ситуациях. Зная о триггерных факторах и ранних признаках усиления симптомов гиперактивации, в план поведенческой терапии можно включить соответствующие меры для того, чтобы прервать поведенческую цепь и заменить поведенческие проблемы надлежащими реакциями в соответствии с общественными интересами. Кроме того, предоставление особой похвалы за использование стратегий, позволяющих справиться и воздержаться от агрессивного поведения, является важным компонентом поведенческой поддержки.
Лица с FXS обычно набрасываются на обидчика или человека, которому доверяют. Нападение на пользующегося доверием человека часто случается, когда пациент с FXS хочет избежать конфликта с человеком, виновным в конфликте. Это распространено среди женщин и мужчин с более высокими функциональными возможностями с лучшей способностью формулировать более регулируемый ответ. Очень часто человек с FXS проявляет признаки растерянности или выражает грусть после инцидента, и после того, как он успокоится, как правило, начинает извиняться. Должен существовать план, который четко определяет, как и когда человек с FXS возвращается к регулярно запланированным действиям.
Если агрессия является серьезной, или человек, который агрессивен, не реагирует на стратегии управления, может потребоваться лечение. Часто применяют атипичные антипсихотические средства, и они помогают людям с раздражительностью и истериками.
Поведение с самоповреждением: для многих людей с FXS характерно самоповреждающее поведение, наиболее распространенным из которых является кусание пальцев рук. В своем развитии они часто исследуют объекты с помощью рта и зубов. Обычно дети старшего возраста кладут вещи в рот (в том числе пальцы и предметы одежды). Возможно, изначально привычка класть пальцы в рот являлась формой самоуспокоения, но она может быть непреднамеренно подкреплена вниманием со стороны людей, осуществляющих уход. То, что являлось для них успокаивающим поведением, теперь имеет множество сохраняющихся последствий. Группе различных специалистов необходимо провести ФОП и разработать соответствующие стратегии вмешательства, которые могут включать обучение надлежащим успокаивающим или альтернативным действиям, а также методам нормализации психического состояния, если применимо. Группа специалистов может отметить цепочку поведения, такую как кусание одежды, настойчивая речь или словесные комментарии, которые наблюдаются перед кусанием рук или пальцев. Стратегии поведения должны включать перерыв и участие в альтернативных и соответствующих действиях, направленных на самоуспокоение. Часто индивидуальная образовательная программа включает поведенческие цели, которые могут быть эффективными при выработке стратегии и обучении заместительному поведению, например, использование слов или картинок для выражения протеста вместо нанесения вреда самому себе. Цели должны включать поощрение этих навыков на более независимом уровне.
Превентивные или предшествующие стратегии для поддержки поведения и обучения
Эффективные стратегии поддержки детей и взрослых с FXS включают:
Четкие, краткие устные инструкции; всегда помните о необходимости уменьшить излишнее многословие
Последовательные ожидания, определенный режим и структура
Визуальные поддержки и стратегии, например, индивидуальное расписание
Допущение возможной задержки первоначального ответа на направление или инструкции
Достаточное личное пространство
Отсутствие требований зрительного контакта
Ограничение отдельных известных триггерных факторов (например, шумов, большого количества людей, специфических условий)
Предоставление переходных действий (например, работы и/или переходных элементов)
Возможность уединения ребенка или взрослого перед сменой занятий
Последовательные ответы на поведенческие расстройства среди лиц, осуществляющих уход, и в разных условиях
Прерывания характерных последовательностей; отвлечение и применение альтернативного поведения и/или места
План вмешательства в кризисных ситуациях: Для детей школьного возраста план вмешательства в кризисных ситуациях (CIP) является частью индивидуальной образовательной программы (ИОП). Для взрослых с FXS важно создать план или протокол для применения в ежедневной программе, на работе и/или в обществе. Он должен разрабатываться и пересматриваться/обновляться ежегодно. Этот план будет иметь решающее значение для подготовки персонала к предупредительным, а не исправительным вмешательствам. Конкретный ответ на кризисную ситуацию зависит от конкретного случая. При наличии в анамнезе случаев небезопасного поведения, очень важно, чтобы семья и группа специалистов разработали письменный план вмешательства в кризисных ситуациях, направленный на поддержание безопасности. Если поведение, связанное с кризисом, может возникать в разных условиях, могут потребоваться отдельные планы кризисного вмешательства.
Этот превентивный план вмешательства в кризисных ситуациях должен подчеркивать меры по ослаблению перевозбуждения, например, обеспечивать тихое, безопасное, знакомое место для ребенка/взрослого с устранением аудитории и возможных триггеров. В плане должно быть предусмотрено поведение, которое можно наблюдать в условиях кризиса, а также различные этапы его усиления. Он должен включать конкретные инструкции по мероприятиям, которые будут реализованы, со списком текущей контактной информации для возможности контакта с необходимыми лицами. В список контактов должны входить члены семьи или друзья, которые могут помочь в кризисной ситуации, например, психолог или специалист по вопросам поведенческих расстройств, знакомый с ребенком. Также необходимо указать местный номер экстренной службы и номера приемных пунктов или отделений неотложной помощи. В чрезвычайной ситуации (как и для всех) вам необходимо позвонить по номеру 911 (при этом аварийные службы должны быть проинформированы об индивидуальных потребностях человека).
Заключение Мероприятия, разработанные группой специалистов, которые хорошо знакомы с поведенческими, образовательными, медицинскими и физиологическими особенностями, связанными с FXS, обычно помогают уменьшить поведенческие расстройства. Превентивный подход с соответствующей поддержкой и адаптацией, вероятно, будет способствовать достижению положительных результатов и поможет ребенку или взрослому с FXS добиться успеха дома, в школе или в обществе.
Источники На веб-сайте национального фонда для людей с синдромом ломкой Х-хромосомы
www.fragilex.org доступно множество источников информации, в том числе ежеквартальные статьи, вебинары, медицинские рекомендации и т. д.
Существующие руководства по лечению и рекомендации по различным темам доступны по адресу:
https://fragilex.org/2018/treatment/treatment-and-intervention-expertsupdate-recommendations-for-fragile-x/ Эти рекомендации включают: образовательные руководства, лекарственные препараты для лиц с FXS, оценку FXS, проблемы сенсорной интеграции, физические проблемы при FXS, судорожные расстройства при FXS, гиперактивность и расстройства аутистического спектра при FXS.
Примечание автора: данное руководство пересмотрели: Барбара Хаас-Гивлер (Barbara Haas-Givler), MEd, BCBA, Кора М Тейлор (Cora M Taylor), PhD, Карен Райли (Karen Riley), PhD, Марсия Брэйден (Marcia Braden), PhD, Дейян Будимирович (Dejan Budimirovic), МD, Жан Фрейзер (Jean Frazier), MD, Мэтью Кинни (Matthew Kinney) MA, BCBA, Трейси Стэкхаус (Tracy Stackhouse), МА, OTR, Сара Шарфенакер (Sarah Scharfenaker), МА, CCCSLP и Уолтер Кауффман (Walter Kauffman), MD. Первоначально этот документ был написан Джонатаном Пикером (Jonathan Picker), MD PhD и доктором наук Вики Судхалтер (Vicki Sudhalter), PhD. Он был рассмотрен и отредактирован членами Клинического и научного консорциума по синдрому ломкой X-хромосомы и представляет текущий консенсус членов консорциума.
Клинический и научный консорциум по синдрому ломкой Х-хромосомы был основан в 2006 году и призван улучшить оказание медицинских услуг семьям, которых коснулся синдром ломкой Х-хромосомы, и создать научную инфраструктуру для усовершенствования разработки и внедрения новых более эффективных методов лечения. Дополнительную информацию вы можете получить, связавшись с
Национальным фоном для людей с синдромом ломкой Х-хромосомы (800-688-8765 или fragilex.org)